Отельеры обсудили ключевые точки роста

В Москве прошла III конференция «Гостиничный бизнес в Рос­сии: ключевые точки роста». Ее организатор — компания AHConferences. Мероприятие стало местом встречи более чем 60 профессионалов гостиничной и туристской индустрии, среди которых— представители Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федерального агентства по туризму РФ, Комитета по туризму Москвы, а также эксперты инвести­ционных, управляющих и консалтинговых компаний. В центре внимания участников были точки роста гостиничного бизнеса в современной деловой конъюнктуре, стандарты и пути повы­шения уровня гостиничного предприятия, а также разнообра­зие форматов отелей в современной России.

В рамках секции «Точки роста гостиничного бизнеса в современной деловой конъюнктуре» одной из ключевых стала тема развития гостиничной индустрии в соответствии с федеральными, региональными и городскими программами. Этой проблеме были посвящены выступления главного специалиста Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Анны Кучеренко и начальника отдела гостиничного хозяйства и туристской инфраструктуры Комитета по туризму Москвы Константина Левченко. Анна Кучеренко обозначила текущие проблемы отечественной туристской отрасли, наметила перспективы развития индустрии. В выступлении речь шла о туристско-рекреационных кластерах и целях кластерной политики, о реализации проектов «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», а также Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2011 — 2018 гг.».

Константин Левченко познакомил участников конференции с деятельностью столичного Комитета по туризму, охарактеризовал текущую ситуацию с гостиничным фондом, поделился планами развития: «По итогам 2011 года в Москве существенно увеличился туристический трафик, число размещенных в гостиницах увеличилось на 600000, в общей сложности было открыто 4 гостиницы на 700 номеров. В планах на 2012 год — открытие порядка 17 объектов на 1200 номеров. Немаловажно, что утвержден регламент аккредитации компаний, проводящих классификацию гостиниц, планируется провести классификацию 30 отелей». Он особо отметил: «Представители всех уровней столичной городской власти открыты к рассмотрению инициатив и обращений бизнеса в гостиничной и туристской сфере, чиновники готовы вести конструктивный диалог с участниками рынка в ходе реализации городских программ по развитию гостиничного хозяйства». Начальник Управления анализа и организации гостиничной и туристской деятельности Федерального агентства по туризму РФ Андрей Тютюнник, принимавший участие в работе первой секции конференции, поддержал г-на Левченко и подтвердил готовность федеральных государственных ведомств сотрудничать с представителями бизнеса в плане развития туризма, строительства туристско-рекреа- ционных комплексов и иной туристской инфраструктуры.

В продолжение темы развития инфраструктуры для проведения спортивных и деловых событий мирового уровня выступил генеральный директор компании «Северин Проект» Александр Балабин. Он рассмотрел вопрос реконструкции гостиничного фонда с точки зрения создания нового имиджа существующей городской инфраструктуры на примере реконструкции санатория «Сочи», выполненной по заказу Управления делами Президента РФ Г-н Балабин рассказал об особенностях работы с государственным заказчиком, в частности о сложностях в формировании заданий на проектирование фасадов и частом отсутствии профессиональных консультантов по гостиничной недвижимости при реализации проекта.

Генеральный директор УК «Росинвест-Отель» Кирилл Иртюга, в свою очередь, представил проект многофункционального гостиничного комплекса из 13 зданий на 1257 номеров, возводимого в Имеретинской долине к Олимпийским и Пара- лимпийским играм 2014 года. В данном проекте компания «РосинвестОтель» разрабатывала сервисно-функциональную часть, концепция которой с самого начала должна была соответствовать требованиям не только МОК, но и коммерческого заказчика, который по окончании спортивных событий намерен сделать из многофункционального комплекса трехзвездный отель и апарт-отель. Г-н Иртюга рассказал о путях решения проблемы безопасности на огромной территории комплекса, о передаче ряда сервисных функций на аутсорсинг. По его словам, объект возведен на 70%, и вскоре будет осуществлен его запуск.

Эксперты второй секции конференции осветили проблему гостиничных стандартов, выполнения требований классификации, повышения уровня отелей, улучшения сервиса и качества обслуживания за счет внедрения автоматизированных систем управления. С докладами выступили генеральный директор «АККОРД Менеджмент групп» Екатерина Гаранина, директор по развитию департамента консалтинга GVA Sawyer Наталия Чистякова и руководитель отдела маркетинга компании JUNG Артем Будзинский.

В рамках практикума по реализации успешного проекта были представлены загородный курортный проект и отели на воде. Директор по связям с общественностью и маркетингу Amtel Properties Анна Завьялова рассказала о реализации про­екта Hilton Garden Inn New Riga, который будет открыт в 2013 году. По ее мнению, в настоящий момент в среднем ценовом сегменте существует спрос на загородные курорты под управлением международных брендов. В качестве параметров, опреде­ляющих будущий успех проекта, г-жа Завья­лова выделила формирование у инвестора объективного представления об объекте с учетом технических условий, привлечение гостиничного оператора на ранней стадии, тщательный подбор площадки и анализ внешней и потенциальной внутренней инфраструктуры.

Вице-президент по стратегии гостинич­ной сети «40-й Меридиан» Семен Фомин рассмотрел пути повышения инвестицион­ной привлекательности проектов на при­мере отелей на воде. Г-н Фомин подробно рассказал о региональной гостиничной сети «40-й Меридиан», о полезной роли стратегического департамента в компании и видении будущего развития гостиничной сети. Он также представил ряд успешных кейсов реализации стратегического под­хода в развитии, среди которых - превра­щение старой диспетчерской на месте слияния рек Москвы и Оки в яхт-клуб, реконструкция городской набережной и возведение отеля на воде в Коломне.

 

Кучеренко АннаАнна Кучеренко, главный специалист-эксперт Департамен­та туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, подробно рассказа­ла о проблемах и перспективах российской индустрии гостепри­имства

Из доклада Анны Кучеренко:

Место России в международных рейтингах (World Economic Forum: The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011):

Индикаторы

Место России в рейтинге/139

Индекс конкурентоспособности туристского сектора TTCI 2011

59

Качество инфраструктуры воздуш­ного транспорта

104

Качество дорог/уровень опасности на дорогах

125/98

Отношение местного населения к иностранцам

136

Количество номеров на душу насе­ления

88

Средняя стоимость номера за сутки в отеле «пять звезд»

105

 

 Проблемы туристской отрасли России:

  • высокая степень изношенности обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, гостиничной и т. д.);
  • низкая инновационная и инвестиционная активность в отрасли;
  • низкий образовательно-коммуникационный уровень населения;
  • негативный имидж России как страны, небезопасной для посещения;
  • наличие визовых барьеров;
  • низкая конкурентоспособность российских туристских продуктов на внутреннем и международном рынках.

 

Кластерная политика

система государственных мер и механизмов формирования и поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер.

Туристско-рекреационный кластер — это группа географически соседствующих и взаимодействующих компаний и организаций, занимающихся разработкой, формированием, продвижением и продажей туристского продукта, деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами, а также связанных с ними органов государственной власти и научно-исследовательских организаций.

 

Цели кластерной политики:

  • создание современной индустрии туристско-рекреацион ных услуг;
  • повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках;
  • в региональном аспекте — обеспечение качественного перехода от структуры разрозненных туристских предпри­ятий к четко функционирующему турисгско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государсгвенно-час- тного партнерства и вовлекающего в туристскую деятель­ность максимально возможный объем туристских ресурсов региона.

 

Екатерина ГаранинаЕкатерина Гара­нина, генеральный директор «АККОРД Менеджмент групп», представила доклад «Опыт классифи­кации отеля по новым правилам: как выполнить требова­ния минимальными средствами. Систе­мы классификации при модернизации, ремонте и переосна­щении гостиничного предприятия». Она, в частности, отметила, что существует «ог­ромная пропасть ме­жду проектировщи­ками, строителями и реальной эксплуата­цией отеля».

Из доклада Екатерины Гараниной:

На что ориентироваться?

Пример проекта в Сочи

  • требования технической документации;
  • требования (стандарты) гостиничного оператора;
  • приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов турист- ской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»;
  • требования ГК «Олимпсгрой»;
  • АНО «Оргкомитет «Сочи-2014»;
  • проект интерьера;
  • требования Всемирной туристской организации.

 

Основные проблемы соблюдения норм при проектировании

  • требования к прачечным;
  • требования к номерам;
  • требования к маломобильным группам;
  • требования к предприятиям питания по составу помещений;
  • требования к спа.

 

Основные направления проектных промахов, серьезно влияющих на окупаемость отеля

  • неправильный расчет воздухообмена, плохая вентиляция;
  • неправильный расчет энергопотребления, отсутствие достаточных электрических мощностей;
  • отсутствие диспетчеризации;
  • недостаточная шумоизоляция;
  • отсутствие резервных источников питания, ХВ и ГВ;
  • недостаточное количество лифтов.

 

Сергей ФоминСергей Фомин, вице- президент по стратегии гостиничной сети «40-й Меридиан», рассказал о пользе стратегического видения и стратегичес­ком блоке in-house

Наиболее интересные положения доклада Сергея Фомина:

Что делает стратегический блок In-house? Опыт компании «40-й Меридиан»: задачи стратегического блока компании

  • проводим изучение рынка недвижимости в целом и гостиничного сегмента в частности;
  • анализируем цепочки создания стоимости гостиничных проектов от стадии разработки концепции до управления и эксплуатации готовых гостиничных объектов;
  • выбираем наиболее важные составляющие управленческих решений, которые позволяют добиться эффективных результатов в области гостиничного хозяйства как с позиции оптимальной экономики проектов, так и в части удовлетво­рения общественной потребности в наличии современных и комфортных средств размещения на территории густонасе­ленных городов.

 

Нужны ли отельерам стратегии, тем более in-house?

В своей работе мы исходим из необходимости определения опти­мального сочетания трех основных групп показателей, влияющих на степень эффективности использования тех или иных городских территорий для размещения гостиничных объектов, а именно:

  1. ценностных характеристик потребительского опыта от получения гостиничных услуг;
  2. положительных эффектов от наличия гостиничных объектов в составе иных функциональных типов недвижимости;
  3. временных ресурсов, требуемых для максимизации экономичес­ких показателей того или иного гостиничного проекта. Теоретичес­ки идеальной является ситуация, когда благодаря правильному набору функцией и услуг гостиничный объект становится точкой притяжения не только гостей и туристов, но и благотворно влияет на активность своего окружения.

 

Отправные точки для принятия стратегических решений

  • традиционно принято считать, что добиться положи­тельного эффекта влияния гостиниц на окружение мож­но, увеличивая количество общественных пространств и зон притяжения гостей;
  • это в большинстве случаев значительно увеличивает стоимость конечной услуги для потребителя. При этом, в соответствии с мнениями экспертов профессио­нального сообщества, гостиничная недвижимость уже является одним из наиболее дорогих в строительстве, сложных в управлении и, как следствие; долгих в оку­паемости сегментов недвижимости;
  • высокая стоимость входного билета в бизнес поро­дила насыщение рынка гостиничной недвижимости крупных российских городов гостиницами высокой категории «звездности», что отрицательно сказывается на доступности гостиничных услуг и структуре предло­жения.

 

«Ментальная ловушка» отельера. Проблемы давно известны. В чем предложения?

  • мы считаем, что данную ситуацию может улучшить вывод на рынок гостиничной недвижимости дополнительного предложения гостиничных номеров, которые будут сосредоточены в среднем ценовом сегменте;
  • в частности, в соответствии с нашим анализом, мы видим большой потенциал в сокращении издержек на создание нового номерного фонда за счет размещения гостиничных объектов в местах исторического сосредоточения уникальных достопримеча­тельностей нового культурного типа, способных обеспечить допол­нительный интерес к гостиничному объекту за счет тематической составляющей;
  • в данном случае за счет экстерьерных акцентов уменьшается необходимость создания уникальной интерьерной среды, что поз­воляет существенно снизить размер первоначальных инвестиций в проект. Кроме того, за счет использования современных подходов к построению систем менеджмента гости­ничных предприятий появляется возможность создать существен­ный задел для роста операционной эффективности.