В Москве прошла III конференция «Гостиничный бизнес в России: ключевые точки роста». Ее организатор — компания AHConferences. Мероприятие стало местом встречи более чем 60 профессионалов гостиничной и туристской индустрии, среди которых— представители Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федерального агентства по туризму РФ, Комитета по туризму Москвы, а также эксперты инвестиционных, управляющих и консалтинговых компаний. В центре внимания участников были точки роста гостиничного бизнеса в современной деловой конъюнктуре, стандарты и пути повышения уровня гостиничного предприятия, а также разнообразие форматов отелей в современной России.
В рамках секции «Точки роста гостиничного бизнеса в современной деловой конъюнктуре» одной из ключевых стала тема развития гостиничной индустрии в соответствии с федеральными, региональными и городскими программами. Этой проблеме были посвящены выступления главного специалиста Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Анны Кучеренко и начальника отдела гостиничного хозяйства и туристской инфраструктуры Комитета по туризму Москвы Константина Левченко. Анна Кучеренко обозначила текущие проблемы отечественной туристской отрасли, наметила перспективы развития индустрии. В выступлении речь шла о туристско-рекреационных кластерах и целях кластерной политики, о реализации проектов «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», а также Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2011 — 2018 гг.».
Константин Левченко познакомил участников конференции с деятельностью столичного Комитета по туризму, охарактеризовал текущую ситуацию с гостиничным фондом, поделился планами развития: «По итогам 2011 года в Москве существенно увеличился туристический трафик, число размещенных в гостиницах увеличилось на 600000, в общей сложности было открыто 4 гостиницы на 700 номеров. В планах на 2012 год — открытие порядка 17 объектов на 1200 номеров. Немаловажно, что утвержден регламент аккредитации компаний, проводящих классификацию гостиниц, планируется провести классификацию 30 отелей». Он особо отметил: «Представители всех уровней столичной городской власти открыты к рассмотрению инициатив и обращений бизнеса в гостиничной и туристской сфере, чиновники готовы вести конструктивный диалог с участниками рынка в ходе реализации городских программ по развитию гостиничного хозяйства». Начальник Управления анализа и организации гостиничной и туристской деятельности Федерального агентства по туризму РФ Андрей Тютюнник, принимавший участие в работе первой секции конференции, поддержал г-на Левченко и подтвердил готовность федеральных государственных ведомств сотрудничать с представителями бизнеса в плане развития туризма, строительства туристско-рекреа- ционных комплексов и иной туристской инфраструктуры.
В продолжение темы развития инфраструктуры для проведения спортивных и деловых событий мирового уровня выступил генеральный директор компании «Северин Проект» Александр Балабин. Он рассмотрел вопрос реконструкции гостиничного фонда с точки зрения создания нового имиджа существующей городской инфраструктуры на примере реконструкции санатория «Сочи», выполненной по заказу Управления делами Президента РФ Г-н Балабин рассказал об особенностях работы с государственным заказчиком, в частности о сложностях в формировании заданий на проектирование фасадов и частом отсутствии профессиональных консультантов по гостиничной недвижимости при реализации проекта.
Генеральный директор УК «Росинвест-Отель» Кирилл Иртюга, в свою очередь, представил проект многофункционального гостиничного комплекса из 13 зданий на 1257 номеров, возводимого в Имеретинской долине к Олимпийским и Пара- лимпийским играм 2014 года. В данном проекте компания «РосинвестОтель» разрабатывала сервисно-функциональную часть, концепция которой с самого начала должна была соответствовать требованиям не только МОК, но и коммерческого заказчика, который по окончании спортивных событий намерен сделать из многофункционального комплекса трехзвездный отель и апарт-отель. Г-н Иртюга рассказал о путях решения проблемы безопасности на огромной территории комплекса, о передаче ряда сервисных функций на аутсорсинг. По его словам, объект возведен на 70%, и вскоре будет осуществлен его запуск.
Эксперты второй секции конференции осветили проблему гостиничных стандартов, выполнения требований классификации, повышения уровня отелей, улучшения сервиса и качества обслуживания за счет внедрения автоматизированных систем управления. С докладами выступили генеральный директор «АККОРД Менеджмент групп» Екатерина Гаранина, директор по развитию департамента консалтинга GVA Sawyer Наталия Чистякова и руководитель отдела маркетинга компании JUNG Артем Будзинский.
В рамках практикума по реализации успешного проекта были представлены загородный курортный проект и отели на воде. Директор по связям с общественностью и маркетингу Amtel Properties Анна Завьялова рассказала о реализации проекта Hilton Garden Inn New Riga, который будет открыт в 2013 году. По ее мнению, в настоящий момент в среднем ценовом сегменте существует спрос на загородные курорты под управлением международных брендов. В качестве параметров, определяющих будущий успех проекта, г-жа Завьялова выделила формирование у инвестора объективного представления об объекте с учетом технических условий, привлечение гостиничного оператора на ранней стадии, тщательный подбор площадки и анализ внешней и потенциальной внутренней инфраструктуры.
Вице-президент по стратегии гостиничной сети «40-й Меридиан» Семен Фомин рассмотрел пути повышения инвестиционной привлекательности проектов на примере отелей на воде. Г-н Фомин подробно рассказал о региональной гостиничной сети «40-й Меридиан», о полезной роли стратегического департамента в компании и видении будущего развития гостиничной сети. Он также представил ряд успешных кейсов реализации стратегического подхода в развитии, среди которых - превращение старой диспетчерской на месте слияния рек Москвы и Оки в яхт-клуб, реконструкция городской набережной и возведение отеля на воде в Коломне.
Анна Кучеренко, главный специалист-эксперт Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, подробно рассказала о проблемах и перспективах российской индустрии гостеприимства
Место России в международных рейтингах (World Economic Forum: The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011):
Индикаторы |
Место России в рейтинге/139 |
Индекс конкурентоспособности туристского сектора TTCI 2011 |
59 |
Качество инфраструктуры воздушного транспорта |
104 |
Качество дорог/уровень опасности на дорогах |
125/98 |
Отношение местного населения к иностранцам |
136 |
Количество номеров на душу населения |
88 |
Средняя стоимость номера за сутки в отеле «пять звезд» |
105 |
Проблемы туристской отрасли России:
Кластерная политика
система государственных мер и механизмов формирования и поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер.
Туристско-рекреационный кластер — это группа географически соседствующих и взаимодействующих компаний и организаций, занимающихся разработкой, формированием, продвижением и продажей туристского продукта, деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами, а также связанных с ними органов государственной власти и научно-исследовательских организаций.
Цели кластерной политики:
Екатерина Гаранина, генеральный директор «АККОРД Менеджмент групп», представила доклад «Опыт классификации отеля по новым правилам: как выполнить требования минимальными средствами. Системы классификации при модернизации, ремонте и переоснащении гостиничного предприятия». Она, в частности, отметила, что существует «огромная пропасть между проектировщиками, строителями и реальной эксплуатацией отеля».
На что ориентироваться?
Пример проекта в Сочи
Основные проблемы соблюдения норм при проектировании
Основные направления проектных промахов, серьезно влияющих на окупаемость отеля
Сергей Фомин, вице- президент по стратегии гостиничной сети «40-й Меридиан», рассказал о пользе стратегического видения и стратегическом блоке in-house
Что делает стратегический блок In-house? Опыт компании «40-й Меридиан»: задачи стратегического блока компании
Нужны ли отельерам стратегии, тем более in-house?
В своей работе мы исходим из необходимости определения оптимального сочетания трех основных групп показателей, влияющих на степень эффективности использования тех или иных городских территорий для размещения гостиничных объектов, а именно:
Отправные точки для принятия стратегических решений
«Ментальная ловушка» отельера. Проблемы давно известны. В чем предложения?